День здоровья школьников.
Профилактика нарушений зрения
За последние десятилетия значительно возросло число лиц, страдающих нарушениями
зрения. Около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в
развитых странах - близорукий. Дефицит движений, нерациональное питание с
недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и
зрительные нагрузки приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию
заболеваний, в том числе органов зрения.
Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной
неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4 - 5% детей имеют проблемы со зрением
и носят очки до начала периода обучения. В то же время учебный процесс связан со
значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших
школьников в среднем составляет 5 - 7 ч. в день (30 - 42 ч. в неделю), у школьников
среднего и старшего возраста - 8 - 10 ч. в день (48 - 60 ч. в неделю). Если ребенок к тому
же редко бывает на свежем воздухе, малоподвижен, ослаблен частыми заболеваниями, то
он входит в группу повышенного риска развития зрительных расстройств.
Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как
спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Дальнозоркость и астигматизм - это чаще всего врожденные состояния. Наиболее часто у
детей встречается близорукость. Это приобретенное заболевание, когда в период
интенсивной, длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игры на
компьютере) из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке,
приводящие к его растяжению. В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль,
которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко.
Для профилактики нарушений зрения очень важны все основные гигиенические вопросы
режима для школьника: построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен,
организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание.
Все зрительные функции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Требования
к освещению - достаточность и равномерность, отсутствие резких теней и блеска на
рабочей поверхности. Когда не хватает естественного света, нужно включать
искусственное освещение. В пасмурные дни искусственным освещением в учреждениях
образования необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня. После занятий в
школе глазам необходим отдых 1 - 1,5 часа. После 2 часов непрерывных занятий
необходим перерыв 10 - 20 минут, необходимо выполнять на занятиях упражнения для
глаз, физкультурные минутки (в течение 1 - 2 минут), физкультурные паузы (в течение 3 -
4 минут).
Правильной должна быть и посадка школьника во время чтения, письма. Расстояние
между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради должно составлять 30 - 35 см.
Телевизор смотреть нужно в освещенной комнате с расстояния не ближе 2 - 3 м. Экран
должен быть на уровне глаз или чуть ниже. Если смотреть передачи в темноте, из-за
большой разницы между ярким свечением экрана и темным фоном комнаты глаза быстро
устают. Время от времени нужно отрывать взгляд от телевизора и переключать на другие
окружающие предметы, чтобы дать отдохнуть глазам. В период болезни и выздоровления
нельзя давать ребенку в кровать книжки или мелкие игрушки, поскольку патология
ослабляет детский организм в целом и неблагоприятно влияет на зрительную систему.
Физическое воспитание ребенка должно включать в себя хотя бы утреннюю гимнастику и
полноценные занятия на уроках физкультуры.
Для школьников учебный процесс - это время серьезных нагрузок и ответственной
работы. Чтобы пережить ежедневный стресс, ему требуется употребление продуктов,
содержащих:
- витамин В2 (рибофлавин); источниками витамина В2 служат цельное молоко,
простокваша, ацидофилин, кефир, сыр, постное мясо, печень, почки, сердце, пекарские и
пивные дрожжи;
- витамин А; содержится в сливочном масле, цельном молоке, яичном желтке, печени
(особенно в печени рыб). Морковь, шпинат, салат, щавель, зелень (как культурная, так и
дикорастущая), а также плоды шиповника богаты бета-каротином - предшественником
витамина А, который образуется в организме человека при употреблении этих продуктов
в сочетании с жирами - растительным маслом, сметаной, т. к. этот витамин относится к
группе жирорастворимых.
Кроме естественных витаминов, школьникам дополнительно необходимы их
синтетические аналоги, особенно это касается витамина Д, регулирующего обмен кальция
в крови. Снижение содержания этого элемента приводит к ухудшению зрения, кариесу,
плоскостопию, сколиозу - полному набору болезней, приобретаемых школьником при
попустительстве взрослых. У многих детей на этом фоне развивается еще и детский
невроз, так как кальций необходим также для развития нервной системы.
Дополнительно можно применять фармацевтические препараты, способствующие
улучшению зрения. Полезны для глаз комплексные поливитаминные препараты, в
которых витамины сочетаются с микроэлементами (цинком, кальцием). В аптечной сети
есть также пищевые биодобавки и витамины с черникой.
Летние каникулы лучше проводить за городом, в хорошо озелененной местности,
сократив до минимума зрительную работу и увеличив время на подвижные игры, занятия
спортом.
Уважаемые родители! Состояние зрения ваших детей в значительной степени
определяется вашим вниманием, терпением и пониманием основ профилактики.
|